Маркировка автошин
Основные размеры диагональной шины приводятся в дюймах и миллиметрах, например 6.15R13 или 13/155R13, где:
6.15 - условная ширина профиля шины в дюймах (1 дюйм=2,54см.);
13 - посадочный диаметр шины в дюймах, а также может обозначаться и в миллиметрах (330);
155 - условная ширина профиля шины в миллиметрах.
Радиальная шина также имеет смешанное миллиметрово-дюймовое обозначение. Например, 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless, где:
165 - условная ширина профиля шины (В) в миллиметрах;
70 - отношение высоты профиля шины (Н) к ширине (В), %.
Если соотношение Н/В в обозначении шины отсутствует, значит, оно равно 0,80...0,82. Начиная с Н/В = 0,80 и ниже до 0,30 (через каждые 0,05), этот показатель обязательно входит в обозначение шины;
R - обозначение радиальной шины;
13 - посадочный диаметр в дюймах;
78 - условный индекс грузоподъемности шины;
S - индекс скорости шины.
На боковину шины наносят и дополнительные обозначения. Например, кроме индекса грузоподъемности, часто обозначается максимальная нагрузка (Maximum Load) и соответствующее этой нагрузке внутреннее давление в шине (Maximum Pressure). При этом нагрузка указывается в фунтах (LBS), а давление - в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в "холодном" состоянии (1 LBS=0,4536 кг; 1 PSI=0,0069 МПа).
Как правило, эксплуатационная нагрузка и внутреннее давление в шине несколько меньше, чем ее максимальные возможности, т.е. шина подбирается на автомобиль с "запасом". Особенно хорошо такой "запас" виден на скоростных автомобилях или легковых многоцелевых полноприводных машинах.
Шины крупных фирм могут иметь оригинальные дополнительные обозначения. Например, компания "Мишлен" (Michelin) использует логотипы (схематические рисунки), обозначающие "место" этой шины в производственной программе, а также размещает и другую информацию. Так, в обозначении 185/60R14 82V Pilot HX MXV3-A слово "Pilot" со своим логотипом означает название гаммы (семейства) шин, а индекс "HX" классифицирует шину как "гармоничную", т.е. универсальную по принятому в компании обозначению комплекса потребительских качеств. При этом на боковине самой шины будет виден только логотип индекса "HX". Индекс "MXV3-A" обозначает форму рисунка протектора.
Прочность каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности PR (RLY RATING). Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись "Reinforced", т.е. "усиленные" (шины повышенной грузоподъемности).
На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (т.е. прочности) шины может свидетельствовать буква "С" (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C). Следует иметь в виду, что норма слойности - понятие условное. Как правило, ее цифра не соответствует числу слоев каркаса.
Знак на боковине шины (TWI) показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.
Шины скоростных автомобилей могут иметь направленный рисунок протектора и - в этом случае обязательно - указатель (стрелку), показывающий требуемое направление вращения (Rotation). Асимметричные шины требуют внимательности и при монтаже - внутренняя сторона должна быть обращена к элементам подвески, а наружная - к внешней стороне автомобиля. Такие шины имеют надписи "сторона, обращенная внутрь" (side facing inwards) и "сторона, обращенная наружу" (side facing outwards).
Шины для зимней эксплуатации с развитым рисунком протектора обозначаются "М+S" или "M&S" (снег и грязь). Такие шины имеют более глубокий протектор, они более тяжелые, шумные и менее быстроходные. Надпись "secunda" или две буквы "ДА" на шине говорят о ее второсортности, т.е. о наличии второстепенных дефектов, не влияющих на динамическую прочность.
В США используется несколько систем обозначения шин. Система "Euro-metric" соответствует представленной выше европейской системе маркировки. Система "P-metric", в дополнение к европейской, требует постановки индекса назначения шины перед шириной профиля: P - шина для легкового автомобиля (Passеnger) и LT - шина для легкого грузовика (Light Truck).
Примеры - Р195/60R14 (рис. 9) и LT 225/75R15. Для шин многих легковых полноприводных многоцелевых автомобилей и грузовых пикапов применяется маркировка принципиально иного типа, где главным параметром служит не ширина профиля, а наружный диаметр шины. Например, в обозначении шины 31х10,5R15LT фирмы "Wrangler" закодированы:
31 - примерный наружный диаметр (в дюймах);
10,5 - примерная ширина профиля шины (в дюймах);
R - индекс шины радиальной конструкции;
15 - посадочный диаметр (в дюймах);
LT - шина для легкого грузовика.
Шины такого размера, как правило, предназначены для тяжелых условий эксплуатации и имеют рисунки протектора типа "повышенной проходимости" или "M+S".
Кроме обозначения, на шинах американского производства обязательно ставится серийный номер Департамента транспорта (DOT) - код, содержащий данные об изготовителе шины, дате и месте изготовления. Последние три цифры кода указывают на неделю и год изготовления. Например, число 094 говорит о 9-й неделе 2004 г.
Описание конструкции и ее несущей способности фиксируется на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например, надпись TREAD: 4 PLIES (2 PLIES RAYON=2 PLIES STEEL) и SIDEWALL: 2 PLIES RAYON означает, что брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (в частности, боковины) - из двух слоев вискозного корда. Нагрузка и давление приводятся в фунтах (LBS) и фунтах на квадратный дюйм (PSI).
Кроме того, на боковинах есть обозначения индексов: износостойкости (TREADWEAR INDEX); сцепных качеств (TRACTION INDEX); температурного (TEMPERATURE INDEX). Однако эти цифры и буквы имеют скорее теоретическое, чем практическое значение, и могут быть использованы лишь для сравнения между собой шин одного и того же изготовителя.
Российская система обозначения шин практически не отличается от европейской. К традиционному индексу могут быть добавлены товарный знак завода-изготовителя, название и буквенно-цифровое обозначение модели шины. Пример - Я-516 "Рысь", где "Я" обозначает предприятие-изготовитель (в данном случае - Ярославский шинный завод), "516" - внутризаводской индекс шины, а "Рысь" - оригинальное название. На боковине шины обязательно присутствует ее серийный номер.
В Руководстве по эксплуатации каждой модели автомобиля обязательно указаны допустимые к применению размеры шин и колес. Поэтому новые шины, приобретаемые владельцем, должны строго соответствовать параметрам автомобиля: максимальной скорости, грузоподъемности и др. Кроме того, новые шины должны примерно (лучше - максимально) соответствовать габаритам стандартных шин - прежде всего, наружному диаметру или статическому радиусу. Необходимо помнить, что любые отклонения от обозначенной производителем автомобиля нормы неизбежно проявятся при движении автомобиля - пусть незначительно, хотя бы в погрешности показаний спидометра. Расширение и понижение профиля шины связано с установкой колес иного размера, например, с увеличенной шириной обода, что может повлечь задевание колесом или шиной элементов подвески и кузова в повороте, а изменение вылета колеса проявится в существенном изменении поведения автомобиля на дороге.